Gymlab.ru - территория художественной гимнастики

Психологическая подготовка в художественной гимнастике

Навигация
Спортшколы по худ. гимнастике
Каталог школ по худ. гимнастике
Москва и Московская область
Ангарск
Братск
Волгоград
Астрахань
Екатеринбург
Казань
Краснодар
Калининград
Нижний Новгород
Новосибирск
Санкт-Петербург
Самара
Саранск
Тольятти
История школ и тренеры
Магазины
Спортивная психология
Уход из художественной гимнастики: предотвращен...
Психологическая подготовка к соревнованиям: рек...
Переживание поражения в спорте
Художественная гимнастика и физическое здоровье
Психологическая подготовка в художественной гим...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ГИМНАСТОК (10 -...
Соревнования по гимнастике
Предстоящие соревнования
Результаты соревнований
Архив соревнований
Великие гимнастки
Алийчук Маргарита
Бессонова Анна
Батыршина Яна
Гонтарь Ольга
Годунко Наталья
Горбунова Татьяна
Кабаева Алина
Утяшева Ляйсан
Кондакова Дарья
Канаева Евения
Капранова Ольга
Сесина Вера
Станюта Мелитина
Чащина Ирина
Юсупова Алия
Великие тренеры
Винер Ирина
Дерюгина Альбина
Шаталина
Тренировочный процесс
Факты о гимнастике
Спортивная психология » Психологическая подготовка в художественной гимнастике
Здесь представлена статья, написанная доктором Борисом Блюминштейном, о влиянии спортивной психологии на достижения в большом спорте и поведении спортсмена за его пределами. Мы надеемся, что данная статья позволит расширить знания родителей и гимнасток в области спортивной психологии, которая без сомнения сегодня занимает значительное место в подготовке любого спортсмена высокого уровня к соревнованиям.


Психологическая подготовка в художественной гимнастике

Художественная гимнастика - это вид спорта, в котором может соревноваться одна гимнастка в индивидуальном первенстве или пять человек в команде. Гимнастки выступают на ковре под музыку, используя пять спортивных предметов: скакалку, обруч, мяч, булавы и ленту. Побеждает тот кто получает высшие судейские оценки за чистоту исполнения элементов, за их сложность, за артистизм и умение выполнить упражнения в условиях соревнования. В этом спорте присутствует жёсткая конкуренция между гимнастками и командами, а также немаловажно, что не только мастерство гимнастки в целом, но и её настроение во время выступления может повлиять на судейскую оценку.

Сам момент выступления, то есть выполнение упражнения на соревнованиях, в этом виде спорта требует высокой концентрации, выносливости, эмоциональной стабильности, чувства ритма, точности, координации и высокий уровень самоконтроля. Всё упражнение длится 1.5 минуты в индивидуальных упражнениях и 2.5 минуты в групповых. В течение этого времени гимнастка должна продемонстрировать свои лучшии спортивные качества, артистизм, эмоции, высочайший уровень хореографии и безупречное владение предметом. При этом нужно помнить что упражнение сопровождается музыкой, реакцией трибун и строгим «судейским контролем».

Всё это требует специальной психологической подготовки, которая основывается на следующих принципах:

Психологическая подготовка гимнастки – часть общей тренировочной программы, которая связана с физической, технической и тактической подготовками.
Психологическая подготовка индивидуальна и специфична для каждого вида спорта, одной из главных задач которой является развитие психологических качеств таких как концентрация, внимание, мышечное расслабление, внутренняя речь (внутренняя речь – это внутренний план, команды самой себе во время исполнения: «стоять, ловить, до конца, внимательно, улыбаться»), различные мысленные представления своего упражнения или его элементов на тренировках и другие.
Психологические качества подобно физическим и техническим, могут совершенствоваться и развиваться.
Для тренировки психологических качеств требуется специальная подготовка с определённым содержанием и временой длительностью.
В середине 90х годов психологическая подготовка заняла важное место в израильской сборой по художественной гимнастике и оказала влияние на достижения в различных соревнованиях включая последние 3 олимпийских цикла (Сидней, Афины, Пекин).

Предлагаем рассмотреть один из реальных примеров работы по психологической тренировке с ведущей гимнасткой израиля. Ситуация заключалась в том что после перерыва она должна была подготовиться в сжатые сроки к этапу кубку мира и последующему Чемпионату Европы. Естественно были увеличены нагрузки на тренировках и не всё получалось в техническом плане, таким образом у спортсменки появился страх за технику исполнения упражнений и ощущение что она не успеет подготовиться должным образом к найважнейшим соревнованиям. Необходимо было повысить у гимнастки увереность в своих силах, спортивную мотивацию и улучшить техническую сторону исполнения упражнений с помощью психологических методов.
Мне (психологу сборной Израиля) пришлось часто посещать тренировки чтобы понять проблему изнутри. Затем, после консультации с тренером, я пригласил гимнастку к себе в лабораторию для психологической тренировки, которая включала в себя не только беседы, но и различные виды мысленных представлений «идеального выполнения» упражнений на соревнованиях.
Мы начали с составления «карты опасных мест», в которых спортсменка была не уверена в себе и их оказалось 14: она боялась что не поймает предмет, отставала от музыки, не могла чисто выполнить элемент и др. Поэтому вместо положеных полутора минут гимнастка мысленно представляла своё упражнение больше 2 мин. После месяца специальных психологических занятий, которые проходили 2-3 раза в неделю по 40-50 мин, мы опять провели данное тестирование, в котором определились только 7 «опасных мест» и время исполнения уменьшилось до 1.45, то есть приблизилось к норме. К тому же на тренировках в зале было заметное улучшение и в уверенности гимнастки и в технике исполнения упражнений. Кроме этого, нужно заметить что произошло улучшение в настроении и гимнастки и её тренера.
В течение последующих 2х недель тренировок нам удалось достичь ещё более чистого технического исполнения в мысленном представлении, которое укладывалось в требуемые 1.5 минут. Что и было реализовано также на ответственных соревнованиях.

Есть масса других примеров из жизни гимнасток, в которых психологическая помощь оказывала существенное влияние на их спортивные результаты: случаи, связанные с мотивацией спортсменки, взаимоотношениями с другими гимнастками, тренерами, а также с родителями, улучшением внимания и концентрации, умением управлять собой у условиях соревнований. Кроме этого давались рекомендации по оптимизации спортивного образа жизни, то есть поведение на соревнованиях, тренировочных сборах, вне тренировок и т.д.

Мы надеемся, что данная статья позволит расширить знания родителей и гимнасток в области спортивной психологии, которая без сомнения сегодня занимает значительное место в подготовке любого спортсмена высокого уровня к соревнованиям.
www. gymstyle.co.il
Информация по теме
- Психологическая подготовка к соревнованиям: рекомендации спортсменам - Gymlab.ru (29675 просмотров)
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ГИМНАСТОК (10 - 13 ЛЕТ) К СОРЕВНОВАНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИК НЛП. - Gymlab.ru (17474 просмотров)