Навигация



















































































































Поиск
Тренировочный процесс » К 75-летию художественной гимнастики в стране по-прежнему один академический учебник
В 1896 году Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909 гг.) открыл в Санкт-Петербурге высшие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1919 году курсы были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта. В 1930 году институт получил название Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, при котором 75 лет назад, в 1934 году, была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД), объединившая усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20—30 годы XX века: Петроградского института ритма (1920), Школы пластики Зинаиды Вербовой (1923), Студии художественного движения Елены Горловой (1923), Пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак (1927) и других. Именно в Высшей школе художественного движения зародился и сам термин «художественная гимнастика», и разработана программа движений для неё. Новое направление гимнастики — художественная — органично вошло в уже существовавшую с 1896 года кафедру теории и методики гимнастики. Первые крупные соревнования по художественной гимнастике — первенство Ленинграда — прошли в 1939 и 1941 годах.
В 2005 году детище Лесгафта стало называться Санкт-Петербургским государственным университетом физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (СПбГУФК, www.lesgaft.spb.ru).
В 2003 году главный тренер сборной России по художественной гимнастике (2001) и президент (2008) Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ, www.rusgymnastics.ru) Ирина Александровна Винер в преддверии XXVIII летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах (Греция) поставила перед единственным в стране специалистом по художественной гимнастике профессорского звания — Людмилой Алексеевной Карпенко (которая стала мастером спорта в 15 лет) и другими сотрудниками кафедры теории и методики гимнастики СПбГУФК задачу написать в рекордно короткие сроки — за 2 (!) месяца — первый в стране академический учебник по художественный гимнастике. Нужно было осмыслить и обобщить более чем столетний опыт отечественных практиков и теоретиков, чтобы тренировки гимнасток получили чёткую систему и научные обоснования. На кафедре к тому времени уже была целая библиотека методичек, но за написание столь фундаментального труда отважились впервые. Кстати, Ирина Александровна Винер является доцентом кафедры теории и методики гимастики СПбГУФК (личная страничка И. А. Винер на сайте СПбГУФК: http://staff.lesgaft.spb.ru/1463).
http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_news/news_detail.asp?id=2736 (отдельно репортаж также выложен здесь, 2.14 МБ) — цитата из 3-минутного репортажа В. В. Райской (корреспондент) и Е. Ракова (телеоператор), показанного летом 2004 года в санкт-петербургском выпуске телепрограммы «Вести», там есть и интервью Людмилы Алексеевны Карпенко: «Получилась настольная книга для тренеров, полная рекомендаций и правил: здесь и психологическая подготовка, и питание, и таблица упражнений. Методика художественной гимнастики довольно быстро устаревает, и Людмила Карпенко часами наблюдала в спортивных залах за студентками и экспериментировала с собственной группой. Один из примеров рассказывает Людмила Карпенко: „Люди правши и левши. И очень часто человек растянут лучше на одну ногу: допустим, если правша — на правую, если левша — на левую ногу, а сейчас эффективны такие элементы, где нужно быть одинаково растянутым и справой, и с левой ноги. Если гимнастка не растянута одинаково и с правой, и с левой ноги, то целый ряд элементов ей просто будет недоступен, и она не сможет получить достаточно высокую оценку за трудность“. Возможно, из-за отсутствия профессиональной литературы в российской художественной гимнастике такая длинная скамейка запасных. А чтобы воспитать звезду, мало только технической филигранности, гибкости и артистичности. По мнению Людмилы Алексеевны Карпенко, от тренера, прежде всего, зависит настроение подопечной — это самый главный совет в её книге. Говорит Людмила Карпенко: „Главное — любить детей и верить в их возможности. Если любишь ребёнка, если веришь в него, то и ребёнок ответит. Вот для тренера это, я считаю, главное: любить и верить“».
Выход учебника в 2003 году одновременно стал и подарком к 70-летию художественной гимнастики.
Учебник представляет собой сборник статей сотрудников кафедры теории и методики гимнастики Санкт-Петербургского государственный университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, и вышел под редакцией Людмилы Алексеевны Карпенко. Названия некоторых статей, вошедших главами в учебник:
— «Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики», автор — профессор Ирина Александровна Степанова;
— «Методика проведения контрольных испытаний по специальной физической подготовке гимнасток», «Методика комплексной специально-физической подготовки в художественной гимнастике», автор — старший преподаватель Владимир Антонович Сивицкий;
— «Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников», автор — доцент Кудашов Валерий Фазильевич;
— «Хореографическая подготовка в художественной гимнастике», автор — кандидат педагогических наук Ольга Геннадьевна Румба.
Естественно, нельзя говорить, что это единственный учебник в стране (достаточно вспомнить 400-страничное учебно-методическое пособие 1954 года «Художественная гимнастика», написанное коллективом из 10 авторов — в СССР недостатка внимания государства к спорту не было), но, как было отмечено выше, «методика художественной гимнастики довольно быстро устаревает», и необходимы новые наработки, отвечающие уже современным требованиям сложности, появления новых элементов, а также критериев судейства (скажем, появление в 2008 году третьей оценки «за артистичность»). В этом плане учебник под общей редакцией профессора Л. П. Карпенко на конец 2009 года так и остаётся единственным, и не исключено, что вскоре тоже может постепенно начать устаревать.
Но в СПбГУФК, как уже было указано выше, «целая библиотека методичек», и последние годы научные труды кафедры теории и методики гимнастики стали выходить сборниками под общей редакцией доцента СПбГУФК Натальи Николаевны Венгеровой.
В 2005 году детище Лесгафта стало называться Санкт-Петербургским государственным университетом физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (СПбГУФК, www.lesgaft.spb.ru).
В 2003 году главный тренер сборной России по художественной гимнастике (2001) и президент (2008) Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ, www.rusgymnastics.ru) Ирина Александровна Винер в преддверии XXVIII летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах (Греция) поставила перед единственным в стране специалистом по художественной гимнастике профессорского звания — Людмилой Алексеевной Карпенко (которая стала мастером спорта в 15 лет) и другими сотрудниками кафедры теории и методики гимнастики СПбГУФК задачу написать в рекордно короткие сроки — за 2 (!) месяца — первый в стране академический учебник по художественный гимнастике. Нужно было осмыслить и обобщить более чем столетний опыт отечественных практиков и теоретиков, чтобы тренировки гимнасток получили чёткую систему и научные обоснования. На кафедре к тому времени уже была целая библиотека методичек, но за написание столь фундаментального труда отважились впервые. Кстати, Ирина Александровна Винер является доцентом кафедры теории и методики гимастики СПбГУФК (личная страничка И. А. Винер на сайте СПбГУФК: http://staff.lesgaft.spb.ru/1463).
Людмила Алексеевна Карпенко,
профессор кафедры теории и методики гимнастики СПбГУФК,
фото — с личной странички Л. А. Карпенко на сайте СПбГУФК.
http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_news/news_detail.asp?id=2736 (отдельно репортаж также выложен здесь, 2.14 МБ) — цитата из 3-минутного репортажа В. В. Райской (корреспондент) и Е. Ракова (телеоператор), показанного летом 2004 года в санкт-петербургском выпуске телепрограммы «Вести», там есть и интервью Людмилы Алексеевны Карпенко: «Получилась настольная книга для тренеров, полная рекомендаций и правил: здесь и психологическая подготовка, и питание, и таблица упражнений. Методика художественной гимнастики довольно быстро устаревает, и Людмила Карпенко часами наблюдала в спортивных залах за студентками и экспериментировала с собственной группой. Один из примеров рассказывает Людмила Карпенко: „Люди правши и левши. И очень часто человек растянут лучше на одну ногу: допустим, если правша — на правую, если левша — на левую ногу, а сейчас эффективны такие элементы, где нужно быть одинаково растянутым и справой, и с левой ноги. Если гимнастка не растянута одинаково и с правой, и с левой ноги, то целый ряд элементов ей просто будет недоступен, и она не сможет получить достаточно высокую оценку за трудность“. Возможно, из-за отсутствия профессиональной литературы в российской художественной гимнастике такая длинная скамейка запасных. А чтобы воспитать звезду, мало только технической филигранности, гибкости и артистичности. По мнению Людмилы Алексеевны Карпенко, от тренера, прежде всего, зависит настроение подопечной — это самый главный совет в её книге. Говорит Людмила Карпенко: „Главное — любить детей и верить в их возможности. Если любишь ребёнка, если веришь в него, то и ребёнок ответит. Вот для тренера это, я считаю, главное: любить и верить“».
Выход учебника в 2003 году одновременно стал и подарком к 70-летию художественной гимнастики.
Учебник представляет собой сборник статей сотрудников кафедры теории и методики гимнастики Санкт-Петербургского государственный университет физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, и вышел под редакцией Людмилы Алексеевны Карпенко. Названия некоторых статей, вошедших главами в учебник:
— «Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики», автор — профессор Ирина Александровна Степанова;
— «Методика проведения контрольных испытаний по специальной физической подготовке гимнасток», «Методика комплексной специально-физической подготовки в художественной гимнастике», автор — старший преподаватель Владимир Антонович Сивицкий;
— «Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников», автор — доцент Кудашов Валерий Фазильевич;
— «Хореографическая подготовка в художественной гимнастике», автор — кандидат педагогических наук Ольга Геннадьевна Румба.
Естественно, нельзя говорить, что это единственный учебник в стране (достаточно вспомнить 400-страничное учебно-методическое пособие 1954 года «Художественная гимнастика», написанное коллективом из 10 авторов — в СССР недостатка внимания государства к спорту не было), но, как было отмечено выше, «методика художественной гимнастики довольно быстро устаревает», и необходимы новые наработки, отвечающие уже современным требованиям сложности, появления новых элементов, а также критериев судейства (скажем, появление в 2008 году третьей оценки «за артистичность»). В этом плане учебник под общей редакцией профессора Л. П. Карпенко на конец 2009 года так и остаётся единственным, и не исключено, что вскоре тоже может постепенно начать устаревать.
Обложка сборника «Художественная гимнастика» (1954 год).
Но в СПбГУФК, как уже было указано выше, «целая библиотека методичек», и последние годы научные труды кафедры теории и методики гимнастики стали выходить сборниками под общей редакцией доцента СПбГУФК Натальи Николаевны Венгеровой.
- Открытое первенство Коминтерновского района городского округа города Воронеж, посвященного 50-летию развития художественной гимнастики в Воронежской области (4-5 января 2010 г., Воронеж) - Gymlab.ru (5356 просмотров) |
- Открытый традиционный турнир по художественной гимнастике "Жемчужина Черного Моря", посвященный 65-летию Победы (23-29 июня 2010 г, г.Сочи) - Gymlab.ru (5930 просмотров) |
- 18 Всероссийский традиционный турнир городов Сибири и Урала по художественной гимнастике на приз «Юная грация», посвящённого 50-летию ДЮСШ «Водник» (27-29 ноября 2009) - Gymlab.ru (5992 просмотров) |
- СДЮШОР художественной гимнастики - Gymlab.ru (10381 просмотров) |
- Развитие мужской художественной гимнастики - Gymlab.ru (16036 просмотров) |