Gymlab.ru - территория художественной гимнастики

Уход из художественной гимнастики: предотвращение трудностей и решение проблем

Навигация
Спортшколы по худ. гимнастике
Каталог школ по худ. гимнастике
Москва и Московская область
Ангарск
Братск
Волгоград
Астрахань
Екатеринбург
Казань
Краснодар
Калининград
Нижний Новгород
Новосибирск
Санкт-Петербург
Самара
Саранск
Тольятти
История школ и тренеры
Магазины
Спортивная психология
Уход из художественной гимнастики: предотвращен...
Психологическая подготовка к соревнованиям: рек...
Переживание поражения в спорте
Художественная гимнастика и физическое здоровье
Психологическая подготовка в художественной гим...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ГИМНАСТОК (10 -...
Соревнования по гимнастике
Предстоящие соревнования
Результаты соревнований
Архив соревнований
Великие гимнастки
Алийчук Маргарита
Бессонова Анна
Батыршина Яна
Гонтарь Ольга
Годунко Наталья
Горбунова Татьяна
Кабаева Алина
Утяшева Ляйсан
Кондакова Дарья
Канаева Евения
Капранова Ольга
Сесина Вера
Станюта Мелитина
Чащина Ирина
Юсупова Алия
Великие тренеры
Винер Ирина
Дерюгина Альбина
Шаталина
Тренировочный процесс
Факты о гимнастике
Спортивная психология » Уход из художественной гимнастики: предотвращение трудностей и решение проблем
Художественная гимнастика – красивый, но сложный вид спорта. В любой момент карьера в нем может закончиться в силу разных причин: травма, не совместимая с дальнейшими занятиями, или же потеря интереса и мотивации. Почти всегда прощание с тренировками и выступлениями переживается спортсменами сложно: может показаться, что жизнь кончилась, зашла в тупик. Однако специалист консультативно-образовательного центра «Аспект», кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Свистунова уверяет в обратном. Она убеждена, что выход из непростой ситуации все же есть. О том, как изначально не промахнуться с выбором рода занятий для своего ребенка и как справиться с определенными проблемами, если выбор когда-то был сделан, выяснила в личной беседе корреспондент Gymlab Евгения Никитина.



Екатерина Владимировна, как вы считаете, правильно ли, что родители выбирают за ребенка художественную гимнастику? Ведь для многих тренировки начинаются с почти бессознательного возраста, с трех лет. Как следствие – дети вырастают и часто понимают, что гимнастика – совсем не то, чем им хотелось бы заниматься.
За ребенка в таком случае делают выбор очень рано. В три и даже в четыре, пять, шесть, десять лет сам он еще не может понять, готов ли посвятить полностью свою жизнь спорту или нет. Безусловно, ему нужно дать шанс реализоваться, особенно если родители, посоветовавшись со специалистами, с тренером, знают, что у него хороший потенциал и он может достичь успехов. Если же они хотят отдать детей в спорт для удовлетворения своих амбиций, то это неправильно. Бывает, что у чада нет к нему способностей, и жизнь может быть поломана из-за того, что он не сможет добиться тех результатов, на которые его настроили. От этого спортсмен будет чувствовать себя неудачником. Важно учитывать помимо физических данных и психологическую устойчивость. Поэтому принять важное решение о начале занятий художественной гимнастикой может только троица «тренер-психолог-родители», а не одни только мама и папа.

Нужна ли помощь психолога, когда ребенок уже определен в художественную гимнастику, или она факультативна?
Помощью психолога лучше не пренебрегать, даже когда выбор сделан. Как правило, специалист работает в двух направлениях. С одной стороны, он готовит к соревнованиям, учит побеждать, повышает работоспособность и определяет, есть ли у спортсмена склонность к лидерству. Более того, победа у детей в художественной гимнастике – это не только спортивное, но и творческое самовыражение, для которого должен быть определенный эмоциональный настрой. В противном случае они не смогут передать красоту движений с лентами и другими предметами. Для этого нужно уметь правильно настраиваться, ведь хороший настрой – 30% успеха. Очень многие ребята добиваются успеха потому, что прекрасно подготовлены. Они даже могут побеждать тех, кто сильнее физически.

С другой стороны, психолог работает с личностью и его семьей, наблюдая за другими аспектами его жизни - например, за возрастным. Ведь ребенок все равно остается ребенком. С детства он проходит разные стадии развития. Как раз тут и необходима помощь специалиста, чтобы стадии эти были пройдены правильно.

Хочется обратить внимание, что есть дошкольное детство, во время которого формируется такое понятие как совесть. Спортсмен может испытывать чувство вины за то, что не оправдал ожидания. Как следствие – мстительность, торможение инициативы, развитие пассивности. Следом идет другой период – это младший школьный возраст, на который попадают интенсивные тренировки. В нем постигаются основы трудового и социального опыта, приобретается чувство компетентности. Он говорит себе: «Я – хороший спортсмен» или: «Я – плохой спортсмен». В спорте детей часто настраивают категорично: либо ты победитель, либо проигравший. Если я не ошибаюсь, китайцы придумали такой лозунг: «Мы не выигрываем серебро, мы проигрываем золото». Такое утверждение не совсем правильно, потому что в случае неудачи возникают различные комплексы, в том числе комплекс неполноценности, снижающий мотивацию. Психолог должен сопровождать ребенка на протяжении всей спортивной карьеры, для того, чтобы предотвращать возможные трудности, связанные с такой категоричностью.

Значит ли это, что такой психологической помощи более чем достаточно для удержания ситуации под контролем, и на родителей не возложится дополнительных обязанностей?
Родительские обязанности никто не отменял, дополнительные они или нет. Мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы, чтобы, когда вырастут, создали семью, получили профессию, могли себя обеспечить. Родителям не стоит забывать, что большое погружение в спорт затмевает эти отдаленные задачи. И когда сын или дочь вплотную к ним подходят, решать накопившиеся проблемы, мешающие его благополучию, иногда бывает поздно. Как правило, школа при интенсивных занятиях спортом, играет роль второго плана, что плохо, если спортсмен в силу разных причин, завершит карьеру.

К каким последствиям это может привести?
Если спорт покидают в младшем школьном возрасте, имеется достаточно времени, чтобы успеть получить образование и профессию. Если же уход происходит позже, в подростковом возрасте, возникает проблема идентичности, связанная с устройством в жизни: «А какой я человек? Успешный ли я или неуспешный? Кто я? Кем я буду? Как дальше сложится моя жизнь?»

Как не допустить таких трудностей с идентификацией и избежать стрессов, связанных с неопределенностью?
Если психолог помогает родителям формировать правильное понимание у ребенка о себе и окружающем мире еще на этапе нахождения в гимнастике, то не происходит больших срывов. Чем интереснее, разнообразнее его жизнь вне спортивных рамок, тем больше шансов, что он спокойно переживет разрыв со спортом и будет двигаться дальше. А это значит, что вне тренировок должны быть и друзья, и увлечения.

А если у человека не было жизни вне спорта, как ему помочь? И что точно не следует делать, чтобы не навредить еще больше?
Дело в том, что в художественной гимнастике, которую он покинул, все было четко, как в армии: всеми его действиями руководил тренер. Получается, что когда спорт кончается, он не знает что ему делать, потому что никто им не руководит, а сам собой руководить он не научился. В таком случае рассмотрении возможных перспектив дальнейшей жизни нужна помощь психолога. Необходимо посмотреть вперед на открывающиеся новые пути и выбрать из них один наиболее оптимальный для конкретного человека. Спортсмены, как правило, очень целеустремленны и хорошо добиваются поставленных задач. Психолог просто должен помочь сориентироваться.

В любом случае, не стоит упрекать в несоответствии предъявленным ранее требованиям. Часто неправильно говорят: «Мы тебя возили на тренировки, а ты ленился, плохо тренировался, плохо выступал». Такие слова формируют комплекс неполноценности, следствием которого является уход личности от деятельности в бездействие, чего допускать нельзя.

Как психолог определяет, на что способен ребенок и чего ему следует добиваться в дальнейшем? Какие методы вы бы посоветовали?
Я бы посоветовала после 14 лет провести хорошую профконсультацию с помощью психолога для того, чтобы определить, к чему у него есть склонности.
Психика так устроена, что только после 14 лет человек осознает себя причастным к миру и примерно представляет свое отдаленное будущее. Правильно проведенная профконсультация придаст ему уверенность, что он в силах делать что-то помимо спорта. По моим наблюдениям, дети, которые занимались художественной гимнастикой – творческие личности. Поэтому им может подойти ряд творческих профессий. Если подросток свободно общается с людьми, очень хорошо контактен, возможно, он будет тренером. Если он любит цифры, расчеты, возможно, он будет экономистом или юристом. Он может быть врачом, журналистом. В том числе эти профессии могут быть связаны с прежней деятельностью: спортивный журналист, спортивный врач.
К сожалению, родители редко обращаются к психологу с просьбой помочь в определении профессионального и личного пути развития ребенка, в то время как это очень полезная мера, позволяющая легче преодолеть разрыв со спортом.
Информация по теме
- Вера Сесина: решение завершить карьеру до ОИ-2012 не изменила - Gymlab.ru (6972 просмотров)
- Гимнастка Вера Сесина: "Решение уйти из спорта приняла не спонтанно" - Gymlab.ru (4994 просмотров)
- Гимнастка Вера Сесина: "Решение уйти из спорта приняла не спонтанно" - Gymlab.ru (4819 просмотров)
- СДЮШОР художественной гимнастики - Gymlab.ru (9988 просмотров)
- Школа Художественной гимнастики GymBalance - Gymlab.ru (136 просмотров)