Gymlab.ru - территория художественной гимнастики

Л.В.Лебедева: доклад по методике обучения новым элементам в художественной гимнастике с целью профилактики травм.

Навигация
Спортшколы по худ. гимнастике
Каталог школ по худ. гимнастике
Москва и Московская область
Ангарск
Братск
Волгоград
Астрахань
Екатеринбург
Казань
Краснодар
Калининград
Нижний Новгород
Новосибирск
Санкт-Петербург
Самара
Саранск
Тольятти
История школ и тренеры
Магазины
Спортивная психология
Соревнования по гимнастике
Предстоящие соревнования
Результаты соревнований
Архив соревнований
Великие гимнастки
Алийчук Маргарита
Бессонова Анна
Батыршина Яна
Гонтарь Ольга
Годунко Наталья
Горбунова Татьяна
Кабаева Алина
Утяшева Ляйсан
Кондакова Дарья
Канаева Евения
Капранова Ольга
Сесина Вера
Станюта Мелитина
Чащина Ирина
Юсупова Алия
Великие тренеры
Винер Ирина
Дерюгина Альбина
Шаталина
Тренировочный процесс
КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА И ШКОЛУ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕС...
Травмы в художественной гимнастике
Разминка перед тренировкой
Техника упражнений с лентой в художественной ги...
Выворотность и способы её развития
К 75-летию художественной гимнастики в стране п...
Л.В.Лебедева: доклад по методике обучения новым...
Гимнастические упражнения. Урок 1.
Факты о гимнастике
Тренировочный процесс » Л.В.Лебедева: доклад по методике обучения новым элементам в художественной гимнастике с целью профилактики травм.
2 февраля 2003г. в Германии в г. Бремене прошла Международная конференция по художественной гимнастике. Организатором конференции была Европейская федерация по художественной гимнастике и её президент Хайде Брунедер. В конференции приняли участие 85 тренеров из 22-х стран. С докладами выступили: главный тренер Италии по групповым упражнениям, психолог сборной команды Испании, ведущий тренер из Болгарии и два Российских специалиста. От России на конференции выступила Вера Силаева - тренер Олимпийской Чемпионки Юлии Барсуковой. В настоящее время Вера Силаева работает в Германии. Вторым докладчиком от нашей страны была Заслуженный тренер России Лариса Владимировна Лебедева.

Я выступила с докладами по методике обучения новым элементам в художественной гимнастике с целью профилактики травм. Показала подводящие и подготовительные элементы для овладения турлянами и сложными прыжками. Продемонстрировала видеозапись упражнений для релаксации мышц. Сделала доклад по физической подготовке и отвечала на множество вопросов. Сразу после первого доклада ко мне подошла болгарский тренер Мариэтта и удивилась, сказав, что такими находками никогда никто не делится, да и разве можно разглашать "государственные тайны"… . К сожалению, в практике спорта многие тренеры держат в секрете свои находки, методики и часто не передают свою технологию даже ученикам. Считаю это большим грехом. Я испытываю потребность рассказать все, что я знаю. Возможно это отпечаток 22-летней преподавательской работы в Академии физической культуры и спорта. Современная художественная гимнастика меня очень тревожит. Появились новые травмоопасные элементы, увеличилась плотность композиций по элементам, увеличились энергозатраты. Длительность композиций осталась 1,5 минуты, как и 30 лет тому назад, а количество двигательных единиц, требуемых для обычного мастера спорта возросло на 300%. На мой взгляд, сегодня не всем девочкам можно заниматься художественной гимнастикой как видом спорта. Эта не та художественная гимнастика, которая была ещё 8 лет тому назад.

Считаю, что сегодня это один из самых сложных видов спорта. Глядя, как юные спортсменки в прыжках касаются головой бедра, вращаются на 1080 градусов, в положении ног в позе шпагата, только дилетант не понимает, как это достигается и что ожидает некоторых юных спортсменок в будущем, если в основе освоения этими элемен-тами не природные задатки и грамотное обучение, а "натаскивание".

Для справки:

- В хореографические училища детей принимают только с 10 лет, и в основе этого физиологические, анатомические особенности детского организма, и, кроме того, особенности психики, и, один из серьезных моментов - медицинская комиссия с жесткими требованиями. Не берут детей с плоскостопием, дисплазией, сколиозом, с "прямой спиной", плохим зрением и т.д.

- В художественную гимнастику ведут 4-5-летних деток, и я боюсь, скоро будут нести "грудничков". Уже до 10 лет многие девочки успевают выполнить колоссальный объем элементов, требующих проявление максимальной гибкости и в 14-16 лет - оставляют спорт, ибо природа не прощает ошибок…

- От балерины не требуется такая "сумасшедшая амплитуда" (более 180 градусов), а она сегодня практически у всех спортсменок. Некоторые дети, как часто "шутят" специалисты, демонстрируют "паталого -анатомическую гибкость" (более 275 градусов амплитуда в тазобедренных суставах) на радость счастливым папам, мамам и их тренерам, которые не допонимают, что возможно инвалидность.

- В балете существует термин "профессиональные травмы"

- В художественной гимнастике на этой теме "табу", хотя статистика в этом вопросе набирает темп. У многих моих коллег мои высказывания на эту тему вызывают раздражение, непонимание и даже неприязнь ко мне. Я думаю, что одна из причин то, что работают в нашем виде спорта одни женщины, а там где у женщин соперничество, конкуренция, там порой лицезреешь схватку "аллигаторов", где отказывает женская проницательность, логика, а в конечном итоге великодушие.

Буквально недавно, в гостях встретила бывшую свою студентку, которая с восторгом поделилась тем, что её дочь - тренер добилась успехов. У большинства в её группе девочек, имевших по природе очень плохую гибкость, она выработала отличную амплитуду и все сгибаются пополам. А если представить, что детям работать не один год на амплитуде, превышающей природные возможности, можно предположить, что ждет этих девочек. Станут ли они все "звездами"? Так что экзекуция в области спины - успех спорный. Стоит ли ломать хрупкое? Ведь это не количество занимающихся с 100% выломанными спинами. Это наши дети! Когда я смотрю соревнования и вижу деток, у которых "развили какое-либо качество, причинив травму, в эти минуты я не люблю свою профессию. Сумасшедшие мы - тренеры, сумасшедшие родители. Недавно папа привел в нашу школу 8-летнюю девочку с трехлетним стажем в художественной гимнастике с таким сколиозом, что "видавшая виды" наша уважаемая Зоя Михайловна Кононова ( врач из Облдиспансера) ахнула - "Я такого в жизни не видела!". Девочка занималась художественной гимнастикой уже 3 года и не просто в лечебных целях, а работала на большом объеме тренировочных нагрузок. Девочка редкого таланта, внешних данных, с одной стороны очень перспективная, а с другой стороны…… Да как же можно брать таких детей? Я не возьму. Другие берут.

Я учу своих учениц - молодых тренеров: не искушайте себя - как бы ни был талантлив ребенок, если есть отклонения в здоровье - убедите родителей, посоветуйте - оздоровительные группы в плавании, коррегирующую гимнастику и т.д. Не берите грех на душу! Не стоят медали и наша тренерская слава здоровья детей, тем более юных девочек. Они должны сформироваться сильными, красивыми женщинами. Они должны рожать. На конференции в Германии тренеры мне задавали вопросы и делились своими бедами, и, я ещё раз убедилась, что то, о чем я говорю - дело важное.

Развитие поперечных плоскостопий, межпозвоночные грыжи, остеохондроз - статистика большая. А пульсовые данные шокируют. Работа в кислородном долге - не пустяк. Но ведь статистика есть и в других видах спорта. Кто занимается горными лыжами, альпинизмом, автогонками, спортивной гимнастикой и т.д. - рискуют порой не только получить травму, но и жизнью. Кто эти безумные? Кто эти влюбленные и азартные? Спорт прекрасен, но спортивная деятельность всегда связана с экстремальным фактором. Сегодня я хочу обратить внимание на то, что недавно такая красивая, женственная художественная гимнастика стала очень сложным видом спорта. В каком виде спорта от спортсмена требуется такой "букет" качеств, в арсенале технического мастерства:
1. Максимальная гибкость. В цирке, чтобы найти исполнительницу для пластических этюдов на столике - ищут среди сотен, а в художественной гимнастике все девочки сегодня демонстрируют 100% гибкость.
2. Вращательная подготовка. Многие балерины "ахают", глядя как не на пуантах, а практически босиком, наши девчонки крутят фуете не по 360 градусов, а 720,1080 градусов и сложнейшие скоростные вращения в позе захвата ноги в шпагат.
3. Прыгучесть. Демонстрация взрывной силы. Многие прыжки, которые выполняют юные художницы доступны лишь наиболее одаренным и физически крепким танцорам-мужчинам в народном и классическом танцах, как, например " щучка" с поворотом.
- как красив в грузинских танцах трюк "прыжок на колени". Но ведь у мужчины-танцора кожаные сапожки, специальная подошва, позволяющие "амортизировать", т.е. смягчить приземление на колени голеностопными суставами.
- как бурно аплодируют зрители нашим малявкам, которые прыгают голыми ножками на колени. Всем хочется стать Кабаевой и Чащиной. Кабаева - бриллиант, редкий талант. Это её эксклюзивный элемент, как и многие другие легко ею выполняемые.
- Чащина - большая трудяга и её травмы оправдывают статус звезды, равно как и травмы прим балетных театров.

Так стоит ли всех девчушек бросать на колени, как это делают Кабаева и Чащина? Все ли они достигнут таких вершин? Не сломаются ли раньше времени? Я работала в Индии и видела однажды такой трюк. В большой яме кишмя кишат крокодилы, а над ямой канат. Канатоходец под музыку, танцуя, идет по канату и бросает из корзины лягушек. Крокодилы в драку бросаются, открывают пасти. Расстояние между канатоходцем и крокодилами небольшое. Зрители с волнением наблюдают за канатоходцем. Но ведь не каждый способен на такой трюк… Да и надо ли всем испытать это "счастье"? Современная художественная гимнастика требует от современного специалиста большой арсенал знаний. Особое внимание следует уделить грамотному отбору детей. Не количество детей на зарплату!…. Безусловно, чтобы набрать детей с физическими данными, соответст вующими требованиям современных правил соревнований, сегодня недостаточно набирать детей по объявлениям, надо просмотреть сотни детей, протестировать, прозаниматься полгода - год общеразвивающими упражнениями, снова протестировать и отобрать.

В нашей школе апробируется система отбора на 3-х этапах и деление занимающихся на 3 группы. Об этом я подробно рассказала тренерам в Германии. В первой группе дети имеющие все необходимые качества для овладения сверхсложными элементами, во второй группе- дети, у которых какое-либо из требуемых качеств ниже среднего, опять та же "гибкость" и в третьей группе - дети у которых минимум задатков заниматься современной художественной гимнастикой и которым мы помогаем, даем возможность работать по облегченной программе. Не всем родителям нравится правда. Всем хочется увидеть своих детей в ореоле славы. Одна бабушка заявила - " Третьи сортом не будем!" и увела внучку. Но ведь в общеобразовательной школе не все дети попадают на областные олимпиады и становятся лауреатами, есть и троечники, есть отличники, способности разные. Главное - уважать детей надо всех. С детьми разбираем технику, строение суставов, мышц, учим анализировать и корректировать нагрузку.

И не только детей необходимо обучать новым технологиям. Сегодня необходимо готовить новые кадры, новых специалистов. В этом году пришли к нам в школу 2 выпускницы СибГАФК, а ныне Университета. В дипломе "4" и "5". Девушки умные, желание работать есть, а к профессии не готовы абсолютно. Не знают не только правил соревнований, но не владеют методикой обучения элементарным современным элементам, да и практически ничем не владеют в своей профессии. Стыдно и больно! Страшно! Можно ли представить, что такое возможно с выпускником медицинской Академии, который достанет из халата деревянную трубку, такую, какой пользовался доктор А.П.Чехов и удивится тому, что человечество имеет уже стетофонендоскоп, а вместо лекарства даст пациенту "отвар" из лягушек по рецепту прапрабабушки. А ведь деятельность врача, равно как и специалиста в области физической культуры, направлена на здоровье человека. Так разве можно выпускать 100% брак? Этот брак - преступление. Правильно высказалась И. Винер - не спортсменки виноваты в травмах - обучать правильно надо! Новый подход нужен как в отношении отбора, так в отношении и методики работы с юными гимнастками. Сделала гимнастика как вид спорта колоссальный шаг вперед, по сложности, а тренеры многие не готовы и сидят со старым багажом. Натаскивать на элементы сегодня нельзя. На новую гимнастику сегодня нужен новый взгляд специалиста. Необходимы новые учебные пособия, учебники, разработки, а значит исследования. Ещё 17-18 лет тому назад в сборных командах работали КНГ (комплексные научные группы). КНГ занимались анализом, контролем, коррекцией тренировочных нагрузок по объективным медицинским показаниям . Спортсменки тестировались, работали психологи. Отсутствие финансирования данной очень важной части в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов, лишило тренеров такого хорошего подспорья. Ум хорошо, а два лучше, а если этот второй ум ещё и с наукой на "ты", то, как бы облегчилась подготовка наших лидеров, как бы повысилась бы надежность подготовленности гимнасток к соревнованиям, как в отношении технического мастерства, так и в отношении здоровья.

Сегодня должна активизироваться система повышения квалификации тренеров с учетом усложнения техники художественной гимнастики и соответственно системой подготовки спортсменок. Художественная гимнастика сегодня встала в один ряд со сложнейшими видами. Она по-прежнему завораживает и по-прежнему восхищает.

После конференции я получила приглашения в некоторые страны и одно из них очень приятно. Хайде Брунедер - президент Европейской Федерации художественной гимнастики пригласила в октябре приехать в Австрию с лекциями в Университете. Я не отказалась.

Р.S. Горжусь тем, что моя воспитанница - двукратная Чемпионка Европы Евгения Кузькина включена в Омский областной совет по молодежной политике, физической культуре и спорту при Губернаторе Омской области. Уверена, что, она, будучи человеком умным и инициативным, внесет большую лепту в улучшение некоторых проблем, существующих сегодня в спорте.

Л.В.Лебедева
Информация по теме
- С Новым годом! - Gymlab.ru (3428 просмотров)